Диплом по педагогике

Эксперимент, эмпирическое исследование, как это делается

Если вы учитесь на психолога или на педагога, то получив тему ВКР, встанете перед существенной проблемой: с вас непременно будут требовать эксперимент или эмпирическое исследование, а вот учить вас, как же его сделать не будет особо никто. По идее в предыдущие годы обучения вы должны писать курсовые работы, и, в целом, учиться проводить такие исследования, но, по факту, зачастую всё это лишь формальность, а вот к ВКР предъявляются такие требования, будто это не учебная работа студента, а, минимум, кандидатская диссертация.

Нам часто приходилось сталкиваться с тем, что выпускники соответствующих вузов не имеют абсолютно никаких знаний о том, как написать эксперимент или эмпирическое исследование по педагогике или психологии, в связи с чем мы подготовили для вас небольшую «шпаргалку» о том, что вам нужно сделать и с чем это всё «едят».

В первую очередь, обратите внимание на тему вашей ВКР. Там будет много слов, включая те, которые на первый взгляд, кажутся ненужными канцеляризмами: между тем, зачастую это не так. Если ваша тема сформулирована как «ОСОБЕННОСТИ какого-то психологического/педагогического явления у такой-то группы испытуемых» направление вашей работы будет одно, а если как «ВЗАИМОСВЯЗЬ тех или иных психологических явлений у такой-то группы испытуемых», то другое.

В первом случае, дизайн вашего исследования будет следующий: вы берете группу испытуемых (например, школьники 7 класса), разделяете их на 2 группы по тому или иному признаку (или сразу берется две заведомо отличающиеся по тому или иному признаку группы), и проводите исследование психологического явления по нескольким методикам. После получения и обработки первичных данных, вам необходимо будет сделать математическую обработку полученных данных, например, при помощи U-критерия Манна-Уитни.

Во втором случае, у одной и той же группы испытуемых тестируются две психологические характеристики, и в конце вам необходимо будет сделать корреляционный анализ полученных данных для того, чтобы выявить взаимосвязь этих двух характеристик у данной группы испытуемых.

Звучит всё страшно, но попробуем разбить вашу работу на этапы:

1.Составление выборки исследования. Хоть и короткий, но важный этап. Зачастую требования к выборке вам сообщит ваш преподаватель, но в любом случае делать выборку менее, чем из 30 испытуемых для ВКР не стоит. Обратите внимание, чтобы это была однородная выборка (например, школьники 7 «А» класса такой-то школы и т.д.), тогда полученные вами результаты будут представлять какую-то научную ценность. Если существует необходимость разделить группу на две, необходимо, чтобы это разделение так же каким-то образом обосновывалось: например, по критерию наличия в этой группе какой-то зависимости или девиантного поведения. Для разделения группы часто применяются дополнительные методики, либо оно выполняется механически, в случае, если различия и так очевидны (например, разделение по полу или по такому критерию, состоят ли дети на внутришкольном учете или не состоят). В некоторых случаях (если вы проводите именно эксперимент, а не эмпирическое исследование), возможно и разделение выборки случайным слепым методом, либо вообще необходимость в нем отсутствует.

2. Подбор диагностических методик. Тут не должно быть особых сложностей: для большинства важных психологических явлений существует богатый диагностический нструментарий из валидных и известных методик. Единственное, что тут можно добавить: постарайтесь подобрать такие методики, которые не будут полностью дублировать друг друга, важно при диагностике осветить разные стороны явления. Сами методики лучше брать «многошкальные», результат которых не одно число, а много чисел, относящиеся к разным шкалам. Часто задают вопрос, сколько методик брать? Тут всё просто – чем больше их будет, тем сложнее будет написать работу, так что лучше ограничиваться необходимым минимумом. Для ВКР это, как правило, от 3 до 5 методик.

3. Проведение диагностики. Мы не будем рассматривать случай, когда вы берете реальные опросные листы и отправляетесь в ближайшую школу проводить исследование. Если вы это делаете, то вы и так, скорее всего, знаете))) Здесь мы дадим пару простых советов, каким образом можно «выдумать» данные из головы и при последующей обработке получить необходимые вам результаты.

Пользуйтесь Экселем – так всегда проще. Составьте макет таблицы, в которую будете забивать результаты исследования. Лучше это сделать так: по строчкам у вас будут испытуемые, а по столбцам все шкалы всех используемых вами методик.

Затем, если у вас две группы, вы должны приблизительно понять, какие результаты по какой методике покажет средний представитель каждой из представленных вами групп: кто будет агрессивнее, у кого будут проблемы с самооценкой и т.д.

Если группа одна, наметьте те шкалы, по которым у вас должна быть взаимосвязь – таких связей не нужно делать более 10, можно сделать и меньше.

В удобном месте отметьте минимумы и максимумы по используемым вами шкалам, и начинайте заполнять таблицу: ставьте якобы набранный испытуемым балл, но учитывайте, что представителям той или иной группы нужно ставить балл больше или меньше в зависимости от того результата, который вы хотите показать на защите. В случае одной группы не так важен сам результат, сколько динамика увязываемых вами показателей: следите, чтобы у одного и того же испытуемого значения находились ближе к тому или иному одинаковому концу шкалы.

Заполнив эту таблицу, вы получите исходные данные и вам останется лишь проанализировать их и написать ваше исследование)

4. Анализ полученных данных. С этого шага можно начинать собственно написание текста работы. Для начала вам нужно описать выборку, проблему, гипотезу исследования, а также представить ваши диагностические методики. Представлением методик советуем не увлекаться, иначе может существенно снизиться процент антиплагиата.

Далее переходите к анализу данных. Вам нужно будет собрать данные по каждой отдельной методике, посчитать какое количество человек набрало те или иные баллы, разделить их по уровням соответственно методикам, составить соответствующие таблицы и построить графики в Экселе.

Далее необходимо данные по каждой из методик описать, указать высокий, средний или низкий уровень в целом по группе, и написать свои соображения, почему. Если вы сравниваете две группы, то и анализ необходимо делать, исходя из этого: напишите, какой уровень в какой группе преобладает и почему.

В конце этой части исследования пишите развернутый вывод и первые две части вашего исследования готовы.

5. Математическая обработка данных. Здесь вам необходимо посчитать те самые коэффициенты, о которых мы писали выше. Как правило, это U-критерий Манна-Уитни либо r-коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Раньше часто использовался t-критерий Стьюдента, но сейчас он практически не применяется по причине того, что считается устаревшим

Звучит это всё довольно страшно, но на самом деле, при желании разобраться по всём этом довольно просто: рекомендуем воспользоваться такими программами как STATISTICA или SPSS, погуглить, почитать и у вас всё получится.

После того, как вы посчитаете все необходимые коэффициенты, вы увидите, что если на этапе 3 вы воспользовались нашими рекомендациями и корректно забили первичные данные, то нужные вам взаимосвязи и различия проявятся в результатах подсчета. Далее вам необходимо составить соответствующие таблицы, корреляционную плеяду и описать все обнаруженные взаимосвязи и различия.

После того, как вы и здесь напишете красивый, развернутый вывод, можете с чистой совестью отправлять ваше исследование преподавателю: в случае, если от вас требовалось эмпирическое исследование – ваша работа закончена, и далее всё зависит от его прихотей. Если же ваша работа – это экспериментальное исследование, то всё вышеописанное – это лишь треть работы, а что будет дальше, читайте ниже))

6. Формирующий эксперимент. Экспериментальная работа отличается от эмпирической тем, что вам не просто нужно собрать данные и проанализировать их, но еще и попробовать повлиять на выявленные в ходе исследования проблемы и проверить результативность этого влияния. Таким образом, выполняя эксперимент, мы делаем шаги 1-4 (это называется констатирующий эксперимент), а шаг 5 оставляем на «потом». После шага 4, вам необходимо предложить программу коррекции выявленных недостатков, разработать соответствующие уроки или что-то подобное. Обратите внимание, что здесь есть существенный риск сильно снизить процент антиплагиата, поэтому также будьте внимательны и по возможности пишите эту часть сами. Старайтесь сильно не раздувать ее объем: 5-10 листов будет вполне достаточно.

7. Контрольный эксперимент. После того, как вы якобы провели соответствующие уроки или занятия, нужно вновь выполнить пункты 3-4, но с учетом того, что корректируемые показатели должны увеличиться. Обратите внимание, что они не должны увеличиться в разы, нормальным считается увеличение результатов на 10-20%.

После проведения эксперимента, нужно выполнить шаг 5, но здесь вам вряд ли понадобится корреляционный анализ. Как правило, в эксперименте участвует одна группа, и U-критерий Манна-Уитни здесь показывает динамику изменения показателей – имеет она статистическую значимость или не имеет.

Если у вас эксперимент и всё же 2 группы, то, возможно, понадобится воспользоваться еще одним методом, а именно T-критерием Уилкоксона, который позволит сравнить именно межгрупповую динамику.

На этом ваша работа закончилась, но, в случае, если вам всё же кажется это все очень сложным или у вас остались вопросы, обращайтесь в компанию «Медиа-Цех»: с 2004 года мы сделали, как минимум, несколько сотен ВКР соответствующей тематики, и у нас никаких вопросов по этим темам – нет